Задержка рейса: что делать пассажиру и будет ли компенсация
28 Июля 06:58

Путешествовать — это прекрасно, но те, кто часто путешествует, знают, что иногда все может пойти не по плану. Например, довольно часто пассажиры сталкиваются с таким досадным обстоятельством, как задержка вылета. От этого никто не застрахован, поэтому, если хотите быть спокойным, как удав, пока другие мечутся по аэропорту, собрали для вас всю необходимую информацию, касающуюся задержки самолета. Из этой статьи вы узнаете, как себя вести, если вдруг задержали рейс, и, что немаловажно, в каких случаях можно получить компенсацию.
Ольга Фомина
Редактор журнала ВиасанКак узнать, что задержали ваш рейс
О задержке рейса пассажиры могут узнать в аэропорту или еще до того, как в него отправиться. Обычно авиакомпании уведомляют клиентов о проблеме, как только у них появляется точное подтверждение того, что рейс будет отложен. Вы можете получить SMS-сообщение с предупреждением еще дома или же узнать о задержке рейса в аэропорту по громкой связи — как повезет. Иногда информация о том, что рейс задерживают, сначала появляется на табло — просто будьте внимательны, и вы ничего не пропустите.
*Реклама
ООО «Рекламные Технологии в Туризме» ИНН 7802591590 erid 2VtzqwzPjEk
Как поступить, если задержали рейс
Если авиакомпания объявила о том, что ваш рейс задерживается, важно сразу задать себе вопрос: «Могу ли я дождаться рейса или буду возвращать билет?», так как это определяет ваши дальнейшие действия.
Что делать, если вы решили вернуть билет
Допустим, вы решили сдать билет и вернуть деньги — тогда придерживайтесь следующего алгоритма:
- Обратитесь к представителю авиакомпании, которая отвечает за рейс, чтобы он поставил на ваш посадочный талон штамп, подтверждающий задержку рейса. Важно: на штампе должна быть указана причина задержки (в дальнейшем это поможет вам получить компенсацию);
- Сдайте билет, приложив к нему заявление на возврат денежных средств. Обязательно сопроводите заявление копией билета и посадочного талона, на который уже поставлен штамп о задержке рейса.

Что делать, если вы приняли решение ждать своего рейса
Если время у вас есть, и вы решили дождаться рейса, также рекомендуем обратиться к сотрудникам авиакомпании с просьбой поставить штамп о задержке на ваш посадочный талон. После этого вам останется только следить за информацией на табло и той, что поступает по громкой связи, чтобы не пропустить отложенный рейс.
При этом у вас есть право на некоторые «поблажки» со стороны авиакомпании, а именно:
- Если вы — мать или отец, который путешествует с ребенком в возрасте до 7 лет, вам должны предоставить доступ в комнату матери и ребенка вне зависимости от того, на сколько минут или часов задерживают рейс;
- Если перенос рейса составляет от 2 до 4 часов, вам положены прохладительные напитки за счет авиакомпании, а еще — два сообщения по электронной почте или два звонка;
- Если ваш самолет задерживают более 4 часов, вы вправе требовать, чтобы вам предоставили горячее питание;
- Ну, а если рейс отложили на 6 часов в ночное время или на 8 часов днем, то авиакомпания должна обеспечить всем пассажирам номер в гостинице и трансфер до нее.
Если ваш рейс задерживают на 5 часов или больше, вы также имеете право выбрать другой — если класс обслуживания будет ниже (например, вы намеревались лететь бизнес-классом, а из-за задержки пришлось менять на эконом), то в течение недели вам обязаны вернуть разницу в стоимости.
Размер возврата зависит от дальности перелета: если ваш маршрут составляет не более 1500 км, вы получите 30% от стоимости билета, от 1500 до 3500 км — 50%, больше 3500 км — 75%.
Обычно представители авиакомпаний без проблем идут на контакт с пассажирами и удовлетворяют их просьбы, чтобы не вредить имиджу компании. Но если вдруг кто-то «заартачится» и откажется вам содействовать, не спускайте это на тормозах — обязательно потребуйте отказ компании в письменном виде.
Все дальнейшие расходы, связанные с задержкой рейса (гостиница, питание, напитки, транспорт), вам придется оплачивать самим, но, если вы сохраните все чеки и письменный отказ компании, в будущем наверняка сможете подать жалобу официальным представителям перевозчика и отсудить компенсацию.
*Реклама
ООО «Яндекс Вертикали» ИНН 7736207543 erid 2Vtzqwp9JFGЧто делать с багажом
Если рейс задерживают на 8 часов днем или на 6 часов ночью, авиакомпания должна бесплатно организовать хранение багажа пассажиров. Если с этим возникли проблемы, сдайте чемоданы в камеру хранения за свой счет, чтобы потом потребовать компенсацию.

Что делать, пока рейс задерживают
Ожидание — штука неприятная, особенно если вы надеялись уже быть в воздухе и лететь к намеченной цели. Однако в любой ситуации лучше мыслить позитивно, тем более что в аэропорту можно найти массу занятий и скрасить время вынужденного простоя.
Если рейс задерживается не более чем на час, просто выпейте чаю или кофе в ближайшем кафе — пока будете пить, уже объявят посадку. Если задержка составляет больше двух часов, можно почитать книгу, на которую давно не хватало времени, посмотреть несколько серий сериала на планшете или послушать пару любимых альбомов. Гаджеты в такой ситуации станут вашими верными помощниками — главное не забыть прихватить с собой в поездку пауэрбанк или, на крайний случай, тройник. С тройником вы сможете разделить розетку (которых в аэропорту не так много) с другими «товарищами по несчастью».

Еще вариант — отправиться в лаундж-зону, особенно если вы путешествуете с детьми. Если задержка многочасовая, то лаундж может обойтись вам дешевле, чем кафе, а помимо еды и напитков там обычно есть мягкие диваны, телевизор и резвый Wi-Fi. Детей до 12 лет в ряде случаев пускают в лаундж-зону за полцены, а малышей до двух лет вообще бесплатно.
Если есть силы, можно погулять по аэропорту в поисках новых впечатлений. Во многих из них есть довольно интересные места, которые пассажиры часто упускают, спеша на свой рейс. Так, например, в московском Шереметьево есть Музей истории, где обязательно стоит побывать, если ваш самолет задержат.

Если решите перекусить в часы ожидания, не спешите сразу заказывать еду в кафе — во многих аэропортах есть специальные столовые для работников, куда могут зайти и обычные пассажиры, причем цены в них гораздо разумнее, чем в обычных кафе. Если вы летите из московских аэропортов, в Шереметьево круглосуточная столовая есть на четвертом этаже старого терминала F, а в Домодедово — по адресу Домодедово, 6/1. Что касается Внуково, то и там можно недорого и вкусно покушать (ул. 1-я Рейсовая, 4а).
Некоторые пассажиры предпочитают дождаться рейса, прикорнув на свободном кресле — для таких случаев стоит иметь с собой небольшую подушку. Также должен оставаться кто-то, кто предупредит вас о начале посадки — если вы летите с родными, можно дремать по очереди.

Что делать, если задержка рейса повлияла на стыковку
Особенно сильно туристы волнуются, когда задержка рейса влияет на стыковку — и это понятно, ведь кому понравится сидеть в аэропорту, ожидая первого самолета, когда второй уже улетает без вас в месте стыковки? Да, ситуация неприятная, но и здесь нужно взять себя в руки, ведь все решаемо.
В случае задержек на стыковочных рейсах действуют следующие правила:
- Если рейсы идут по единому билету, и вы не можете улететь по стыковке из-за задержки первого рейса, авиакомпания должна либо вернуть вам деньги за оба рейса, либо предложить альтернативный вариант перелета до конечной точки путешествия;
- Если вы уже находитесь в аэропорту стыковки, и ваш второй рейс по единому билету задерживается, то, опять же, авиакомпания обязана либо возместить вам расходы, либо отправить другим рейсом до пункта назначения;
- Если рейсы оплачены по отдельности, а не единым билетом, то перевозчик возвращает деньги только за задержанный рейс.
Для того чтобы получить назад свои денежные средства, вам нужно будет отправить заявку на электронную почту авиакомпании или заполнить форму на официальном сайте авиаперевозчика. В заявке или форме вы указываете свои данные паспорта, телефон и всю информацию по несостоявшемуся перелету — номер рейса и билета, дату вылета. Также не забудьте написать номер карты, на которую хотели бы получить возврат.

Какая компенсация положена пассажиру за задержку рейса
Всегда ли за задержку рейса пассажиру положена компенсация? Вынуждены вас огорчить: не всегда. Определяющее значение имеет причина задержки рейса — если его перенесли по не зависящим от перевозчика причинам (плохие погодные условия, небезопасность вылета, военные действия, эпидемии, забастовки и пр.), то деньги вам не вернут. Если же форс-мажора не было, а задержка произошла из-за овербукинга, ошибок в расписании полетов или несобранности экипажа, то вам полагается компенсация.
Если вы планировали лететь рейсом российской авиакомпании, и он был отложен, то размеры компенсации будут следующими:
- 3% от стоимости авиабилета выплачиваются пассажиру за каждый час ожидания, однако сумма выплаты не может быть больше полной стоимости авиабилета;
- В ряде случаев при расчете компенсации отталкиваются от МРОТ (а точнее, от базовой суммы для начисления штрафов, которая на сегодня составляет 100 рублей), и вы получаете 25% от этой суммы за один час ожидания (то есть 25 рублей), но не более половины стоимости авиабилета;
- Если из-за действий авиакомпании вы понесли какие-либо убытки (например, не попали на важное мероприятие), обязательно используйте все возможные доказательства (документы, чеки, билеты), чтобы вам эти убытки возместили.

Если вы летите рейсом европейской авиакомпании или путешествуете из России в страны Евросоюза, то размеры компенсации будут существенно больше. Вам вернут 250€, если дальность полета не превышает 1500 км, 400€ — если дальность отложенного полета составляет от 1500 до 3500 км, и 600€, если расстояние до конечной точки еще больше. При этом если рейс любой дальности перенесли на 4 часа и более, вам в любом случае полагается компенсация в размере 600€.
Как получить компенсацию? Напишите жалобу на имя авиакомпании, приложите к ней все нужные документы, посадочный талон со штампом о задержке и чеки и убедитесь, что она доставлена по адресу (вы можете передать свое заявление официальному представителю компании из рук в руки или отправить его заказным письмом).
После этого придется подождать около 30 дней — за это время авиаперевозчик должен отреагировать на вашу жалобу и сообщить, принимает он ее или отклоняет. Если компания признала свою ошибку, то деньги обычно возвращают в течение пары месяцев (максимум полгода).
Подписывайтесь на наше сообщество ВКонтакте, чтобы ничего не пропустить! А в Телеграм-канале мы публикуем актуальные горящие туры.
Метки: лайфхаки, перелет, перелет с пересадкой